Правда ценой жизни
Лео Райан прошел путь от учителя, затем — школьного администратора, члена городского совета, после чего стал конгрессменом, а потому известен, прежде всего, как политик. И погиб он именно во время выполнения своих служебных обязанностей.
Его избирателями были преимущественно люди из зажиточных слоев общества и представители белой расы, однако это не было определяющим в политической и общественной работе Лео Райана, который всю свою жизнь посвятил заботе о людях и борьбе за справедливость в отношении беднейших и наименее защищенных своих сограждан.
Так, 1965 году он проводил собственное расследование причин массовых беспорядков и в целом условий жизни в гетто для чернокожих Уотт, что в Лос-Анжелесе. Для этого он под вымышленным именем устроился в школу, где поработал учителем. В 1970 году, когда он по должности (председатель комитета Ассамблеи по вопросам тюремной реформы) занимался вопросами исполнения наказаний в виде лишения свободы, то лично взялся за проблему нарушения прав заключенных в тюрьмах Калифорнии. Для этого он под легендой и под вымышленным именем десять дней провел в Тюрьме Фолсома — в роли обычного заключенного, в кандалах.
Поэтому его стиль работы коллеги описывали как “основанное на практике создание законов”, ведь те проекты, в разработке которых он принимал участие, позволили провести ряд эффективных реформ в различных сферах общественно-политической жизни в США и прошли проверку временем. Три срока подряд он избирался представителем в Конгресс США, и награжден Золотой медалью Конгресса посмертно в 1983 году.
Однако Лео Райан в то время был наиболее известен именно как непримиримый борец с деструктивными культами и тоталитарными сектами. Ему были небезразличны эти вопросы, и он не мог оставаться в стороне, потому что некоторые его родственники тоже находились в рядах таких организаций. В своих публичных выступлениях он подверг жесткой критике идеологию сайентологов и “учение” Лафайета Рональда Хаббарда, тщательно исследовал деятельность “Церкви Объединения” Мун Сон Мёна. В связи с этим он, с одной стороны, получил широкую позитивную поддержку со стороны общества, а с другой — нажил себе немало врагов.
За год до гибели — в ноябре 1977 на заседании Конгресса США он выступил с докладом, в котором огласил Протокол о результатах исследования негативного влияния деструктивных неокультов на здоровье и психику людей. Этот доклад стал по-настоящему революционным, ведь ранее практически никто не решался открыто говорить на такую тему, которая могла вызвать значительный резонанс в обществе.
Однако Райана это не могло остановить: выступая со своей речью перед Конгрессом, он прямо указал на то, что «особое беспокойство вызывает проблема влияния деструктивных культов на детей и молодежь, которые попали в ряды этих организаций, а также по отношению к родителям, которые из-за сект потеряли своих детей». Он говорил о разрушенных семьях, без прикрас приводил примеры и факты, с которыми ему пришлось сталкиваться в ходе исследования этой проблемы.
Райан рассказал, как к нему обратился отец одного молодого человека, который попал в ряды “Церкви Саентологии” — парень был убит после того, как он объявил о своих намерениях покинуть организацию. При участии и содействии Райана было найдено важных свидетелей и собрано немало важных доказательств для изобличения и привлечения к ответственности виновных в этом преступлении.
Лео Райан не слишком старался подбирать мягкие слова и по отношению к сайентологам отметил просто: «Мы приложим все усилия и найдем способ напасть на этих шакалов, которые питаются нашими детьми и молодыми людьми — наиболее уязвимыми для воздействия членами нашего общества, которые в силу своего возраста пока не научились распознавать ложь и самостоятельно принимать взвешенные решения».
О нем говорили, что у него “обостренное чувство справедливости”. И это было правдой.
В 1978 году стали появляться многочисленные сообщения о преступлениях и нарушениях прав человека, имевших место на территории Гайаны, в поселении под названием Джонстаун, где проживала община “Храм народов” во главе со своим лидером Джимом Джонсом. Но эти сообщения требовали проведения предварительной проверки, за которую мало кто из политиков и государственных деятелей решались взяться.
Поступали обращения и к Лео Райану, на помощь которого особенно надеялись родственники тех людей, которые на то время находились в Джонстауне. Группа представителей организации “Обеспокоенные родственники” предоставили ему доказательства того, что в поселении практикуется жестокая эксплуатация людей, издевательства и пытки под видом “наказаний” даже за мелкие проступки, случаи изнасилования и сексуальной эксплуатации женщин, незаконный оборот наркотиков и оружия, а также хранение ядовитых и токсичных веществ.
1 ноября 1978 Райан объявил о своих намерениях посетить Джонстаун, проверить факты, содержавшиеся в обращениях и выяснить все обстоятельства на месте. Он начал подготовку и подбор команды, в состав которой должны войти представители органов власти, родственники членов общины, журналисты. После этого в его адрес посыпались письма: в одних были предостережения и увещевания не ехать, а в других требования были более категоричными – “не лезь не в свое дело”, а также угрозы вплоть до физической расправы.
Родные Райана неоднократно были свидетелями того, как в телефонных разговорах на домашний номер ему угрожали неизвестные лица. Последний раз такой разговор состоялся за день до его отъезда: как вспоминает дочь Райана, отец спокойно отреагировал на очередные угрозы и ответил неизвестном абоненту на другом конце провода: «Вы переступили грань и за свои действия будете нести ответственность».
Мужчине стало окончательно ясно — он ищет в правильном направлении, и такая реакция сектантов свидетельствует лишь о том, что они боятся разглашения правды и пытаются любым способом помешать ее узнать. Конечно, и сам Джонс, и его последователи прекрасно понимали, что когда за их организацию взялся сам Лео Райан, то скоро их утопии под названием “Храм народов” придет конец.
17 ноября 1978 он в составе группы, в которую вошли его коллеги, журналисты и представители организации “Обеспокоенные родственники” двумя самолетами вылетели в джунгли Гайаны, где был расположен Джонстаун.
Сразу по прибытии, в первый день в Джонстауне их встретили так же радушно, как других гостей: местные жители уже были обучены устраивать показушные шоу. Так было и на этот раз — атмосфера праздника, веселья, счастливые лица вокруг, и каждый из жителей уверял, что «здесь лучшее место на земле» и «мы живем просто замечательно». Эти люди знали, что за любой намек на истинное положение дел наступит жестокая расправа. Они были запуганы, ведь в Джонстауне существовала уродливая система доносов, при которой даже члены семьи — родители и дети, супруги могли доносить Джиму Джонсу друг на друга о малейших подозрениях в “подготовке мятежа” или попытках побега. Такая подозрительность Джонса была обусловлена его прогрессирующей психической болезнью, длительной зависимостью от наркотиков и особенностями характера.
Только единицы решились попросить Райана о помощи. Сначала один из жителей Джонстауна написал и пытался передать ему коротенькое послание. Этот человек очень рисковал, ведь вокруг присутствовали охранники сектантского поселения — “ангелы”, как называл их Джонс, и они пристально следили за всеми. Поэтому свою записку он незаметно подложил под локоть Райана, когда тот сидел за столом. Однако он ее не заметил, и сложенный в несколько раз маленький листок упал на землю. Казалось, все пропало — если сейчас ее заметит и поднимет кто-то из охранников-», то автора послания ждет смерть. Но тут клочок бумаги заметил и поднял один из журналистов, он развернул ее, прочитал и передал Райану. Так Райан получил первое за тот вечер послание: «Не верьте тому, что сейчас видите, на самом деле здесь происходят ужасные вещи. Пожалуйста, помогите мне выбраться отсюда». В течение ночи Райан получил еще несколько таких обращений, в которых люди просили о помощи.
Утром он с этими записками направился к Джонсу и попросил объяснить, что здесь происходит. Во время разговора присутствовали особо приближенные к Джонса члены общины, один из них набросился на Райана и началась драка. У нападающего был нож, но Райан отделался только незначительными повреждениями. После этого он сообщил своей группе о том, что сейчас они безотлагательно собираются и вылетают назад в Калифорнию, поскольку после этого вопиющего случая нападения Джонстауном должны теперь заняться силовые структуры и правоохранительные органы. Когда Райан обратился к жителям Джонстауна и спросил, кто желает покинуть секту и вернуться вместе с ним домой, то желающих оказалось так много, что даже в двух самолетах на всех не хватило бы места. Тогда договорились так: несколько семей вылетают сегодня, за остальным он присылает транспорт на следующий день.
Вскоре они уже направлялись в аэропорт Порт-Кайтум, что находился на расстоянии нескольких километров от Джонстауна — там их ждали самолеты. Тем временем Джим Джонс отдал указание своим “ангелам”: ликвидировать всех, кто собирается улететь. И те, вооруженные автоматами, бросились вдогонку делегации. В аэропорту последователи Джонса открыли огонь по людям, обстреляли самолеты. Лео Райан получил тринадцать пулевых ранений и погиб на месте. Еще несколько человек были застрелены или ранены.
Оставшиеся члены группы добрались до Порт-Кайтума, где провели ночь, а затем, на следующий день, были эвакуированы самолётом гайанских ВВС, прибывшим через 10 часов после трагедии.
В тот же вечер Джим Джонс провёл собрание, на котором сказал, что теперь их точно не оставят в покое, и единственный выход из ситуации — это совершить “революционный акт самоубийства”. По указанию Джонса был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком Flavor Aid, в который добавили смесь цианида калия и диазепама. Первыми напиток дали детям, затем его пили взрослые. Результата: из всего поселения 909 человек погибло, 80 спаслось.